Продолжение вычислений после команды Interrupt[]
Пример 10..5.
Продолжение вычислений после команды Interrupt[]
Функция IF
Как у большинства языков программирования, условные выражения задаются с помощью оператора или функции IF. Система Mathematica имеет функцию If, формы которой представлены ниже:
-
If [condition, t, f] — возвращает t, если результатом вычисления condition является True, и f, если результат равен False;
-
If [condition, t, f, u ]—то же, но дает и, если в результате вычисления condition не было получено ни True, ни False.
Следующий пример показывает создание программной процедуры с циклом Do, выход из которой реализуется с помощью функции I f и директивы прерывания Aborted! ]:
х := 1; Print["i x"];
Do[{If [i == 5, Abort[], None],
i += 1; x += 2*i; Print[i, " ", N[x]]},
{i, 1, 100}]
i x
2 5
3 11.
4 19.
5 29.
$Aborted
Return[x]
Return[1]
Тот же пример, но с применением директивы выхода из цикла Break [] в функции If показан ниже:
х := 1; Print["i x"];
Do[{If [i == 5, Break[], None],
i += 1; x += 2*i; Print[i, " ", N[x]]},
{i, 1, 100}]
i x
2 5.
3 11.
4 19.
5 29.
Return[x]
Return[29]
В данном случае никаких специальных сообщений о выходе из цикла не выдается. Функция If обеспечивает ветвление максимум по двум ветвям программы. Для ветвления по многим направлениям можно использовать древовидные структуры программ с множеством функций If. Однако это усложняет исходный текст программы.
Функции-переключатели
Для организации ветвления по многим направлениям в современных языках программирования используются операторы-переключатели. В системе Mathematica множественное ветвление организовано с помощью функций Which и Switch:
-
Which [testl, valuel, test2, value2,...] — вычисляет в порядке следования каждый из testi, сразу возвращая именно ту величину из valuei, которая относится к первому testi, давшему True;
-
Switch [expr, forml, valuel, form2, value2,...] — вычисляет селектор expr, затем сравнивает его последовательно с каждой из меток f ormi, вычисляя и возвращая то valuei, которое соответствует первому совпадению.
Приведем примеры работы функции which:
Whichtl == 2,1,2== 2, 2, 3 == 3, 3]
2
Which[l == 2, x, 2 == 2, у, 3 == 3, z]
y
Следующие примеры иллюстрируют работу функции Switch:
Switch[1, 1, а, 2, b, 3, с]
а
Switch[2, 1, а, 2, b, 3, с]
b
Switch[3, 1, а, 2, b, 3, с]
с
Switch[8, 1, а, 2, b, 3, с]
Switch[8,
1, а,
2, b,
3, с]
Обратите внимание на последний пример — при неверном задании первого параметра (селектора) просто повторяется запись функции.
Следующий пример показывает возможность выбора с применением вещественных значений селектора и меток:
Switch[8., 1.5, а, 2.5, b, 8., с]
с
Switch[1.5, 1.5, а, 2.5, b, 8., с]
а
Switch[8, 1.5, а, 2.5, b, 8., с]
Switch[8,
1.5, а,
2.5, b,
8., с]
Опять-таки, обратите внимание на последний пример — здесь использован селектор в виде целого числа 8, тогда как метка выбора — вещественное число 8. Выбор при этом не происходит, поскольку целочисленное значение 8 не является тождественным вещественной восьмерке.
Безусловные переходы
В целом, условные выражения в языке программирования системы Mathematica позволяют реализовать любой вид ветвления в программах. Однако иногда бывает полезно без лишних раздумий указать в программе явный переход к какой-либо ее части. Для этого используется оператор безусловного перехода Goto [tag]. который дает переход к тому месту программы, которое отмечено меткой
Label [tag]. Возможны также формы Goto [expr] и Label [expr], где ехрr — вычисляемое выражение.
Применение оператора Goto иллюстрирует следующий пример:
(q = 2; Label[start]; Print[q]; q += 2;
If[q < 7, Goto[start]])
2
4
6
Здесь с помощью оператора Goto [start] организован цикл с возвратом на метку Label [start], действующий до тех пор, пока значение q меньше 7. При этом q меняется от начального значения 2 с шагом 2, причем добавление 2 к текущему значению q осуществляется укороченным оператором сложения q+=2.
Интересной особенностью языка программирования Mathematica является возможность создания переходов по значению вычисляемого выражения. Например, Goto [2+3] дает переход к метке Label [5] или даже Label [1+4], что видно из следующего примера:
Goto[2 + 3];
Print["ааааа"];
Label[1 + 4];
Print["bbbbb"]
bbbbb
Переходы, задаваемые выражениями, и метки, меняющие свой идентификатор, редко встречаются в обычных языках программирования, хотя они обеспечивают новые обширные и довольно необычные возможности по созданию программ с различными ветвлениями.
Для языка программирования системы Mathematica, ориентированного на безупречное и строгое структурное программирование, введение оператора Goto может расцениваться как отступничество от основополагающих идей структурного программирования. Поэтому на применение этого оператора в методах структурного программирования наложено табу. Тем не менее, этот оператор есть, а применять его или нет — дело пользователя.
Содержание раздела