Архитектуры реализации корпоративных информационных систем.
При построении корпоративных информационных сетей, как правило, используются две базовые архитектуры: Клиент-сервер и Интернет/Интранет. В чем же преимущества и недостатки использования каждой из данных архитектур и когда их применение оправдано? Найти ответы на эти вопросы мы постараемся в данном разделе.
Одной из самых распространенных на сегодня архитектур построения корпоративных информационных систем является архитектура КЛИЕНТ-СЕРВЕР.
Рис.12. Компоненты архитектуры Клиент-сервер и их свойства.
В реализованной по данной архитектуре информационной сети клиенту предоставлен широкий спектр приложений и инструментов разработки, которые ориентированы на максимальное использование вычислительных возможностей клиентских рабочих мест, используя ресурсы сервера в основном для хранения и обмена документами, а также для выхода во внешнюю среду. Для тех программных систем, которые имеют разделение на клиентскую и серверную части, применение данной архитектуры позволяет лучше защитить серверную часть приложений, при этом, предоставляя возможность приложениям либо непосредственно адресоваться к другим серверным приложениям, либо маршрутизировать запросы к ним. Средством (инструментарием) для реализации клиентских модулей для ОС Windows в данном случае является, как правило, Delpfi.
Однако при этом частые обращения клиента к серверу снижают производительность работы сети, кроме этого приходится решать вопросы безопасной работы в сети, так как приложения и данные распределены между различными клиентами. Распределенный характер построения системы обуславливает сложность ее настройки и сопровождения. Чем сложнее структура сети, построенной по архитектуре КЛИЕНТ-СЕРВЕР, тем выше вероятность отказа любого из ее компонентов.
Рис.13. Сравнительные характеристики двух- и трехзвенной архитектуры клиент-сервер.
В последнее время все большее развитие получает архитектура Интернет/Интранет. В основе реализации корпоративных информационных систем на базе данной архитектуры лежит принцип "открытой архитектуры", что во многом определяет независимость реализации корпоративной системы от конкретного производителя. Все программное обеспечение таких систем реализуется в виде аплетов или сервлетов (программ написанных на языке JAVA) или в виде cgi модулей (программ написанных как правило на Perl или С).
Основными экономическими преимуществами данной архитектуры являются:
- относительно низкие затраты на внедрение и эксплуатацию;
- высокая способность к интеграции существующих гетерогенных информационных ресурсов корпораций;
- повышение уровня эффективности использования оборудования (сохранение инвестиций).
- прикладные программные средства доступны с любого рабочего места, имеющего соответствующие права доступа;
- минимальный состав программно-технических средств на клиентском рабочем месте (теоретически необходима лишь программа просмотра - броузер и общесистемное ПО);
- минимальные затраты на настройку и сопровождение клиентских рабочих мест, что позволяет реализовывать системы с тысячами пользователей (причем многие из которых могут работать за удаленными терминалами).
Рис.14 Компоненты архитектуры Интернет-Интранет и их свойства.
В общем случае АИС, реализованная с использованием данной архитектуры включает Web-узлы с интерактивным информационным наполнением, реализованных при помощи технологий Java, JavaBeans и JavaScript, взаимодействующих с предметной базой данных, с одной стороны, и с клиентским местом с другой. База данных, в свою очередь, является источником информации для интерактивных приложений реального времени.
По запросу клиента WEB узел осуществляет следующие операции (рис.7):
- Отправляет ASCII коды HTML страниц (или VRML документов), включающие при необходимости элементы javaScript;
- Отсылает двоичный код запрошенного ресурса (изображения, адио-, видеофайла, архива и т.п.);
- Отсылает байт коды JAVA апплетов.
- Принимает конкретную информацию от пользователя (результат заполнения активной формы, или статистическую информацию запрошенную CGI скриптом);
- Осуществляет заполнение базы данных;
- Принимает сообщения от пользователя и регламентирует доступ к ресурсам Web узла на основе анализа принятой информации (проверка паролей и т.п.);
- Принимает информацию от пользователя и в зависимости от нее динамически формирует HTML страницы, либо VRML документы, обращаясь, при необходимости, к базам данных и существующим на WEB узле HTML страницам и VRML документам.
Рис.15. Информационные взаимосвязи компонентов WEB узла
После того, как клиент получил ответ WEB сервера, он осуществляет следующие операции:
- визуализирует HTML страницу либо VRML документ в окне броузера;
- интерпретирует команды JavaScript, модифицирует образ HTML страницы и т.п.;
- интерпретируя байт коды JAVA апплетов, позволяет загружать и выполнять активные приложения;
- ведет диалог с пользователем, заполняющим формы, и создает новые запросы к WEB серверу;
- с помощью утилит воспроизводит коды аудио и видео файлов, поддерживает мультимедийные средства;
- обеспечивает моделирование виртуальной реальности просматривая VRML документы.
Рис.16. Функциональная схема интерактивного взаимодействия пользователей в архитектуре интернет/интранет.
Перечисленные задачи WEB клиента обеспечиваются возможностями броузера и специализированным программным обеспечением (утилитами), размещенными на рабочей станции клиента. Следует отметить и тот факт, что жестких стандартов на построение WEB клиента пока нет и его компонентный состав может различаться.
На сегодняшний день известны и широко применяются три основных технологии создания интерактивного взаимодействия с пользователем в Web. Первый путь заключается в использовании Стандартного Интерфейса Шлюза (Commom Gateway Interface) - CGI. Второй - включение JavaScript - сценариев в тело Web-страниц. И наконец самый мощный, предоставляющий практически неограниченные возможности способ - применение технологии Java (ипользование Java-аплетов).
Содержание раздела