Субъективная удовлетворенность

         

Эстетика


Конструируемый предмет должен быть незаметен в процессе его использования. Странно интересоваться, как выглядит стул, на котором сидишь. Когда человек читает книгу, он чаще всего не замечает её верстку. В то же время предмет должен приятно ощущаться на бессознательном уровне. Таким образом, во что бы то ни стало, необходимо добиваться неощущаемости интерфейса. Для этого:

Избегайте развязности в визуальном дизайне. Избегайте ярких цветов. Существует очень немного цветов, обладающих и яркостью, и мягкостью (т.е. не бьющих по глазам). На экране их значительно меньше, поскольку в жизни такие цвета обычно моделируются как собственно цветом, так и текстурой, с чем на экране есть проблемы. Избегайте острых углов. Старайтесь сделать дизайн максимально более легким и воздушным. Старайтесь добиваться контраста не сменой насыщенности элементов, но расположением пустот.

Красота понятие относительное. Необходимо стремитесь не столько к красоте интерфейса, сколько к его элегантности. Во-первых, элегантный интерфейс не надоедает. Во-вторых, он редко осознается потребителями, обеспечивая неощущаемость. В-третьих – он приносит эстетическое удовольствие независимо от культурного уровня потребителя. В-четвертых, в производстве он гораздо удобнее красоты, поскольку сравнительно легко ставится на поток. Чтобы добиться элегантности, надо действовать следующим образом:

Старайтесь сделать интерфейс максимально насыщенным визуальными закономерностями. Есть универсальное правило – чем больше закономерностей, тем больше гармонии. Даже самые незначительные закономерности всё равно воспринимаются. Под закономерностью понимается любое методически выдерживаемое соответствие свойств у разных объектов, например, высота кнопок может быть равна удвоенному значению полей диалогового окна.

Пример закономерностей в диалоговом окне. Старайтесь минимизировать количество констант (тем более, что двух констант обычно хватает на все). Разумеется, единожды примененных закономерностей необходимо придерживаться во всей системе. Всемерно старайтесь использовать модульные сетки, т.е. привязывайте все объекты к линиям (лучше узлам) воображаемой сетки, которую выдерживайте во всем интерфейсе. Старайтесь привязывать все размеры и координаты (как минимум пропорции диалоговых окон) к золотому сечению (0.618 х 0.382). наверх     к оглавлению



Пароли


Пароли имеют три принципиальных проблемы:

пользователи не любят их вводить пользователи либо забывают пароли, либо пароли не работают, т.е. ничего не защищают, поскольку пользователи используют те пароли, которые они помнят и которые, соответственно, непроблематично подобрать. в интернете часто происходит так, что пользователи, не желая вводить пароль (и регистрироваться, к слову говоря) так никогда не попадают в главную часть сайта.

Каким же образом можно решить эти проблемы. Для этого есть несколько путей. Во-первых, от паролей можно отказаться вообще. Этот путь почти всегда предпочтителен, проблема в том, что он вызывает существенное отторжение у сетевых администраторов. В самом деле, зачем требовать от пользователя пароль, если подобрать этот пароль злоумышленник сможет без труда? И обратно: поскольку единственным способом создания действительно трудноподбираемых паролей является генератор случайных чисел, каковые числа (символы, по необходимости) невозможно запомнить, пользователи либо будут записывать их на бумажке (в этом случае пароли еще легче украсть), либо будут забывать, что дорого стоит.

Этот метод хорош, когда дело касается защиты информации. Однако гораздо чаще, особенно в интернете, важна не столько защита информации, сколько идентификация пользователя (которая может сопрягаться с защитой, а может и не сопрягаться). В этом случае от паролей отказаться невозможно, просто потому, что не существует другой, столь же эффективной, технологии идентификации. При этом содержимое пароля как таковое не очень важно, важно его отличие от паролей других пользователей (в этом случае само по себе имя пользователя является паролем). Обычно в таких условиях при регистрации применяют стандартную группу элементов «имя, пароль, подтверждение пароля», после чего, уже при нормальной деятельности, пользователь получает возможность ввести пароль только в первый раз.

В этом случае появляется следующий недостаток: пользователь, однократно введя пароль, потом его забывает, поскольку из-за отсутствия повторения пароль никогда не попадает в долговременную память.
В результате, когда пользователь переходит на другой компьютер или переустанавливает ОС, ему приходится регистрироваться снова, что нехорошо. Во-первых, эта лишняя работа раздражает. Во-вторых, база пользователей при этом разбавляется дубликатами, что всегда плохо сказывается на стоимости этой базы. В-третьих, что иногда самое главное, зарегистрировавшийся во второй раз пользователь лишается возможности получить уже использованное им ранее имя, что огорчительно: например, пользователь, забывший пароль от почтовой службы, лишается как доступа к своему почтовому ящику, так и возможность получить прежний почтовый адрес. Конечно, некоторые пользователи воспользуются тем или иным способом узнать свой прежний пароль, но отнюдь не все.

Это значит, что помимо какого-либо механизма напоминания пользователям их потерянных паролей, очень полезно не скрывать от пользователей их пароль, т.е. выводить его в поле ввода не звездочками, а открытым текстом. Это решение хорошо ещё и тем, что количество ошибочно набранных паролей здорово сократится (тяжело набирать на клавиатуре невидимое).

Таким образом, эффективнее всего максимально здраво определить степень важности защищаемой информации, после чего выбрать адекватную схему защиты, стараясь, чтобы она была максимально лёгкой для пользователей. Как правило, их субъективное удовлетворение важнее потенциального вреда от потери информации.


Приемы для уменьшения субъективного восприятия


Все приводимые указания зависят от использования индикаторов. Следующие типы индикаторов приведены в порядке от наиболее до наименее желаемого:

Индикатор оставшегося времени. Поместите его либо в модальный диалог, либо в строку статуса. Индикатор “Система жива”. Когда оставшееся время предугадать невозможно, покажите анимированный объект, который даст пользователям понять, что система не зависла. Индикатор “Слышу и понимаю”. Когда ожидаемая задержка менее 2 секунд, показывать оставшееся время бессмысленно, поэтому просто измените форму курсора на “песочные часы”.



Для задержек от 0,1 секунды до 10 секунд:

Подтвердите щелчок мыши или нажатие клавиши в течение 0,1 секунды. Измените форму курсора на “песочные часы” или другой анимированный указатель для любой задержки более 0,5 секунды. Покажите, когда пользователь может продолжать.

Для задержек от 10 секунд до 1 минуты:

Подтвердите щелчок мыши или нажатие клавиши в течение 0,1 секунды. Привлеките внимание пользователя Укажите время ожидания точно или приблизительно. Выведите индикатор Покажите, когда пользователь может продолжать.

Для задержек от минуты до целой ночи:

Подтвердите щелчок мыши или нажатие клавиши в течение 0,1 секунды. Привлеките внимание пользователя. Индикатор, который трудно заметить, может и не существовать. Сообщите пользователю, насколько долгим будет ожидание. Если не знаете – предположите диапазон значений. Даже довольно широкого диапазона (от 3 до 15 минут) пользователю может быть достаточно для принятия решения – переключиться на другую задачу, или же пойти попить кофе. Выведите индикатор. Четко и ясно сообщите пользователю, когда он может продолжать. Это не значит, что вы должны вывести сообщение шрифтом 96 размера. Это значит, что изменения на экране должны быть значительными, для того чтобы их можно было визуально различить. наверх     к оглавлению



Субъективная удовлетворенность


<<к предыдущей главе     к следующей главе >>

Субъективная удовлетворенность складывается из многих составляющих. Ниже приведены некоторые из них:

Эстетика Субъективное восприятие скорости работы Приемы для уменьшения субъективного восприятия Уменьшение вероятности стрессовых ситуаций Пароли Сообщения об ошибках
к оглавлению



Субъективное восприятие скорости работы


Субъективное ощущение времени зачастую сильно отличается от объективного. Воспринимаемая продолжительность действий напрямую зависит от уровня активности пользователя, так что субъективная длительность последовательности действий всегда ниже такой же по времени паузы. Пользователи часто жалуются, что им “кажется”, что процесс происходит медленнее, чем есть на самом деле.

Классический пример произошел в Нью-Йорке в 1930 году, когда пользователи нового офисного здания постоянно жаловались на долгое время ожидания лифтов. Когда пригласили инженеров для консультации, выяснилось, что нет никакой возможности ни ускорить лифты, ни увеличить их число или вместимость. Тогда пригласили дизайнера, который смог решить проблему.

Дизайнер понял, что настоящая проблема была не в том, что время ожидания лифтов было слишком большим, а в том, что оно воспринималось таковым. Дизайнер решил проблему восприятия размещением зеркал на стенах площадок для ожидания лифта. Теперь люди были заняты рассматриванием себя и других в множестве отражений. Их мозг был полностью занят, а время летело.

В одном из исследований этого феномена пользователей попросили выполнить одно и то же задание с помощью клавиатуры и мыши. Работа с клавиатурой была напряженной и требовала принятия множество мелких решений. Версия для мыши была гораздо легче и принятия решений не требовала.

Все пользователи выполнили задание с помощью мыши примерно на 50% быстрее. Но что интересно, все высказались, что они выполнили задание гораздо быстрее с помощью клавиатуры.

Таким образом, нужно всегда принимать во внимание субъективные убеждения пользователей о том, насколько быстрым или медленным является процесс. Не принимайте решение на основе только своего собственного мнения. Тестируйте программу на пользователях.

Основная стратегия уменьшения субъективного времени восприятия:

Пользователи должны быть постоянно заняты

Когда в процессе работы возникает неизбежная пауза, например, потому что программа должна обратиться к серверу, убедитесь, что пользователь занят и развлечен. Идеальное занятие – это занятие, имеющее отношение к текущей задаче. Перед тем, как обращаться к серверу, дайте пользователю прочесть что-нибудь, что подготовит его для следующей задачи.

Пример сокращения субъективного времени восприятия Во время ожидания конца инсталляции пользователю показывается ряд меняющихся экранов с картинками и текстом. В данном случае выполняются две задачи: дается справка о новых возможностях продукта и сокращается субъективное время восприятия.

наверх к оглавлению



Уменьшение вероятности стрессовых ситуаций


Нет ничего более неприятного, чем психологическое напряжение, иначе говоря – стресс. Почти всё время пользователь может что-либо испортить и знает это. Он может отформатировать жесткий диск, может стереть или испортить нужный файл. Неудивительно, что пользователь часто боится. А если не боится, то склонен недооценивать свои возможности к разрушению, отчего снижается бдительность.

Единственным полноценным решением является возможность отмены пользователем своих предыдущих действий, без ограничения количества уровней отмены и типа отменяемых действий. Пользователь, знающий, что он не может совершить ошибку, испытывает радость и умиротворение. К сожалению, создание таких систем, не будучи исключительно трудным делом с точки зрения технологии требует смены парадигмы мышления программистов.

Зачастую более реалистичным решением является давно уже существующая практика прятать опасные для пользователя места интерфейса. Формально, это хороший и правильный способ. Проблема заключается в том, что при этом логично прятать все функции, изменяющие данные, например банальная функция автоматической замены может мгновенно уничтожить текст документа (достаточно заменить одну букву на любую другую и забыть отменить это действие).

Другим фактором, существенно влияющим на субъективное удовлетворение пользователей, является чувство контроля над системой. Существует значительная часть пользователей, для которой использование компьютера не является действием привычным. Для таких пользователей ощущение того, что они не способны контролировать работу компьютера, является сильнейшим источником стресса. Для остальных пользователей отсутствие чувства контроля не приносит стресса, но всё равно приводит к неудовольствию.

Таким образом, пользователей нужно всемерно снабжать ощущением, что ничего не может произойти, пока этого не захочется самому пользователю. Функции, работающие в автоматическом режиме, но время от времени просыпающиеся и требующие от пользователей реакции, вызывают стресс. В любом случае, стоит всеми силами внушать пользователям мысль, что только явно выраженное действие приводит к ответному действию системы.

наверх к оглавлению